Канада I-1. Монреаль
Провинция Квебек, Канада, май 2008
Google Карты, Яндекс.Карты
Монреаль — экономическая столица и самый крупный город в канадской провинции Квебек, и крупнейший город западного полушария, где французская культура является доминирующей.
Город был основан французскими колонистами ещё в 1642 году, поэтому исторический центр заставляет забыть, что ты находишься на американском континенте.
Англоязычная Канада почти ничем не отличается от США. Здесь же тебя не покидает ощущение, что ты находишься где-то в Европе, которое только усиливается французской речью вокруг.
Здесь можно снимать Европу подобно тому, как в СССР в качестве заграницы снимали Ригу или Таллин. Только следить, чтобы в кадр не попадали канадские знаки и номера.
Нотр-Дам де Монреаль.
На некоторых улицах даже брусчатка сохранилась.
Одно из его прозвищ — американский Париж.
И всё-таки мы не в Европе.
Как я уже повторял, в новом свете никто не заморачивается по поводу того, что небоскрёб на заднем плане портит вид.
Вне исторического центра это современный североамериканский мегаполис, хотя и с рядом своих особенностей.
В провинции Квебек передний номер на автомобиле необязателен, поэтому все машины ездят без них.
Отпечатки на стене свидетельствуют о динамичности градостроительства. Сначала был один дом, потом другой, потом третий, а потом стоянка.
Стоянка. Всегда платная, поэтому всегда есть места.
Полное название города — Ville Marie de Montréal. Виль-Мари — название форта, первого сооружения, основанного здесь европейцами. А «Mont Réal» в переводе со среднефранцузского значит «королевская гора». На ней разбит парк, с которого открывается красивый панорамный вид (фотографию можно прокрутить).

Символом и города, и провинции является флёр-де-лис (на флагах). Помимо гербов, в Канаде у всего также есть логотип. Логотип Монреаля виден на красной растяжке справа от флагов.
Одна из наиболее понравившихся достопримечательностей была встречена случайно. Фонтан «Ля Жют» (La Joute — рыцарский турнир) раз в полчаса начинает дымить, а потом загорается.
Не менее случайно был получен привет с Родины — экспортный вариант ВАЗ-2109. В восьмидесятые годы «Лады» продавались в Канаде и других странах, компенсируя низкое качество низкой ценой. Наиболее популярной моделью была «Нива». В девяностые годы низкобюджетный сегмент рынка стали постепенно занимать южнокорейские производители, окончательно вытеснив Автоваз в 1998-м.
Ради этого снимка я остановился в неположенном месте загруженной улицы, включив аварийку, затем спешно выскочил с фотоаппаратом. Трудно передать восторг русского человека, увидевшего отечественный автомобиль или самолёт в какой-нибудь далёкой стране.
К слову, моя поездка происходила сразу после того, как сборная Канады проиграла сборной России в Квебеке. Однако, это никаким образом не проявлялось, никто не вспоминал о хоккее, даже узнав, что я из России. При всей популярности какого-то вида спорта, национальной идеей он может стать только тогда, когда настоящей национальной идеи нет как таковой.
Площадь Виктории.
Рядом с ней я набрёл на кафе «Kremlin», оформленное в стёбном «клюквенном» стиле — matroyshka-balalayka-vodka-communism-kgb-gorbachev. Но, учитывая мою консервативность в еде, возможность закусить пловом и пельменями не могла не обрадовать.
Известный монреальский ландмарк — дом, похожий на свалку коробок, построенный для всемирной выставки 1967 года.
Пылесос для уборки улиц напомнил микроскопический муниципальный транспорт Европы. Ехал он так быстро, что я едва успел его заснять.
Конь-эмо.
Интересно, что здесь почти полностью отсутствуют негры. Но зато имеется крупный китайский квартал.
На фотографии нельзя передать местное оригинальное решение проблемы водителей, «засыпающих» на перекрёстке. Всем знакома ситуация, когда зелёный свет загорелся, а первая машина не трогается, потому что водитель отвлёкся и не замечает разрешающего сигнала. Здесь, прежде чем загореться, зелёный свет несколько раз мигает. Это хорошо заметно боковым зрением, поэтому отвлекшийся водитель сразу замечает, что можно ехать, не дожидаясь недовольных сигналов сзади.
Распространены светофоры с дополнительной секцией для общественного транспорта.
Многие знают, что в Канаде два официальных языка, но вряд ли слышали, как обстоит там дело с национальным вопросом. Суть же в том, что существует собственно Канада (англоязычная) и довольно отличающаяся от неё франкоязычная провинция Квебек. В обычной Канаде никто по-французски не говорит, а употребление языка ограничивается мелкими подписями к табличкам; вплоть до 70-х годов прошлого века французский язык подвергался дискриминации. Франкофоны недолюбливают англоязычных, и небеспочвенно опасаются ассимиляции (на снимке — памятник английскому королю Эдуарду VII).
Более половины жителей провинции симпатизируют идее её особого статуса или независимости.
Интересно, что даже названия компаний буквально переводятся на французский язык*, чего в мире обычно не делается.
Таблички с объявлениями полностью копируют стандартный американский дизайн, но также переведены.
Помимо англичан и французов, третьей основной группой канадцев являются коренные народы Америки. Как обычно бывает с аборигенами, они де-факто находятся на несколько второсортном положении (справедливости ради замечу, что мужик на фотографии скорее южноамериканский индеец, чем канадский).
Стопа здесь нет, зато есть arrêt. Правила относительно остановки на перекрёстке здесь такие же простые, как в США. Есть знак — остановись, нет знака — остановки не требуется. Если знак висит с более чем одной стороны, право на проезд имеет тот, кто подъехал раньше. Канадская особенность — табличка, указывающая конфигурацию стопов на данном перекрёстке.
Канадские знаки вообще интересны. Например, предписывающие знаки выглядят также, как запрещающие, но без зачёркивания и с зелёной рамкой. Для примера, «движение прямо и направо». Обратим также внимание, что время указывается 24-часовом цикле.
Стандартов, группирующих знаки по форме и цвету здесь ещё меньше, чем в США. Они могут быть какой угодно формы и какого угодно цвета.
Информацию принято доносить до внимания знаками, похожими на дорожные. Подобная тенденция встречается везде, где в противном случае пришлось бы дублировать надпись на нескольких языках (см. Рим).
Справа скейтбордистам запрещают кататься по тротуару. Слева — канадский дорожный ребус, смысл которого да меня дошёл не сразу. А обозначает он, что остановка запрещена — там перечёркнут восьмигранник «стоп».
Аналогично, «P» — стоянка.
А перечёркнутое «P» — стоянка запрещена.
Около гидрантов всегда стоят знаки, указывающие на то, что под ними гидранты, причём с соблюдением цвета. Указатели нужны для того, чтобы гидрант можно было обнаружить после сильного снегопада.
Обычные гидранты всегда двухцветные.
Двойной кран на стене обозначается знаком с двумя вишнями и словом «siamoise».
Знаки довольно детально прорисовываются. Например, у самолёта аккуратно нарисованы все четыре двигателя, а сам он всегда повёрнут туда, где находится аэропорт. Знак с человечком, стоящим на велосипеде, запрещает проезд велосипедистов и проход пешеходов.
Пешеходный переход и двуязычный стоп в районе порта.
Монреальские таксофоны.
Обычно я не гуляю по вечерам, чтобы уйти спать пораньше, и оптимально использовать светлую часть суток. Но здесь я сделал исключение. Вечерние гуляния обычно происходят в старом городе и по набережной.
Вечером здесь очень красиво. Во время прогулки я даже умудрился заработать 20 канадских долларов — некий мужик, владелец и водитель лимузина, попросил меня сделать несколько снимков его машины с ним на фоне, для его сайта. Я согласился, в тот же вечер переслал ему снимки по электронной почте. Спустя год, он написал мне, не знаю ли я каких-нибудь одиноких русских женщин, желающих познакомится с порядочным канадцем в возрасте 50 лет.
Романтика, чё. Классно, наверное, быть на их месте.
Ночной город мне до того понравился, что я решил повторно съездить в парк и сделать ночной снимок.
Пребывание в Монреале было омрачено тем, что на второй день зарядил дождь, который больше не прекращался. Будучи застанутым врасплох, я был вынужден зайти в какой-то торговый центр и купить весьма дорогой зонт. Зонт, однако, оказался очень хорошим и качественным, и теперь я вожу его во все путешествия.