Речица
Гомельская область, Белоруссия, июль 2008
Google Карты, Яндекс.Карты
Речица — это райцентр в Гомельской области.
Первое, что бросается в глаза — это насколько чист, вылизан и отреставрирован город. Это не удивительно — в прошлом году тут прошли «Дожинки», ежегодный фестиваль общегосударственного масштаба, посвящённый уборке урожая. Город, в котором проходит фестиваль, предварительно тщательно реставрируется за счёт госбюджета.
Для маленьких белорусских городов это единственный способ получить какие-то средства и поправить свой внешний облик. В том и польза. После «Дожинок» Речица напоминает небольшой городок в западной Европе, куда ещё не добрались иммигранты из Африки. Идеальный порядок, новые знаки, и модные светофоры.
Особенно повезло жителям домов, выходящих окнами на площадь, где проводился концерт — помимо ремонта фасадов они получили бесплатные стеклопакеты.
Один знакомый, называть которого я не буду, подкатил диск с фотографиями праздника. Вот, например, выступает белорусский Батька.
А вот его охраняют.
На самой площади стоит часовня святой Ефросиньи Полоцкой (одной из главных святых Белоруссии). В 1910 году здесь останавливалась процессия, следующая за её мощами из Киева в Полоцк. Издали кажется, что сооружение посвящено не религиозной тематике, а советской космонавтике.
Речица стоит западном берегу Днепра, а с другой стороны ничего нет, потому что весной там всё заливает.
Площадь украшена пушкообразными урнами из Гомеля и гигантскими насекомыми.
В районе этой площади довелось встретить несколько специальных урн для сортировки разных типов мусора. Неизвестно, правда, пользуются ли ими в соответствии с замыслом. Скорее всего нет, потому что иначе газон вокруг урны был бы вытоптан.
Дороги ровные, как гладильная доска.
В Белоруссии гораздо меньше российских машин. Ввозные пошлины здесь не такие драконовские, и поэтому даже в небольших городах место российского металлолома обычно занимает металлолом европейский. Вместо ржавых тазиков — дребезжащие Фольксвагены и Ауди восьмидесятых годов, а вместо новых «калин» и «десяток» более популярны иномарки конца девяностых — начала двухтысячных. Все старые машины — европейские (японских нет, потому что правый руль в Белоруссии запрещён).
Прикольные авангардистские партизаны из фильма «Крик» исчезли.
Вместо них появились соцреалистичные.
В центре — ещё один военный мемориал и братская могила. Небольшой макет замка чуть дальше символизирует основание Речицы в 1213 году.
Обязательные доски достижений и почёта. Мужику, спящему под ними, до этого, конечно, нет дела.
Из достопримечательностей можно также назвать стоящие рядом друг с другом православный Свято-Успенский собор и католический костёл Святой Троицы. Колокольня костёла была восстановлена недавно, что заметно по другому цвету кирпича. В советское время в нём была пивная. Читатель прислал исправление, что в костёле в 1930-х годах смонтировали трансформаторную подстанцию, а пивной зал располагался рядом, вдоль улицы Советской с выходом к собору.
Дореволюционной застройки в Речице почти нет. В центре несколько сталинских домов провинциального типа.
В Речице есть пару районов с панельными многоэтажками, но в основном город состоит из частного сектора. Последний к дожинкам тоже облагородили. Асфальта тут отродясь не было, а теперь позавидовать можно. Правда, только тем, кто ближе к центру.
Зловещий чёрный фон, цифра «37» и слово «Советская» (название главной улицы) заставляют мозг выстроить цепочку ассоциаций, конечным звеном которой становятся мысли о сталинских репрессиях.
Белорусский флаг с американским орланом.
Говоря о символах, невозможно не упомянуть, что Речица — единственный город в Белоруссии, где разрешена «Погоня». Это такой исторический герб Белоруссии, который Лукашенко заменил на немного видоизменённый герб БССР. «Погоню» продолжала использовать оппозиция, из-за чего она стала ассоциироваться исключительно с ней. В Минске за «Погоню» обязательно остановят и даже задержат. Но в Речице она по совпадению является городским гербом, который утвердил сам Лукашенко.
Поэтому используется она свободно и повсеместно (трейдмарковый узор тоже при деле).
Местные оппозиционеры клеят свою агитацию на урны.
Наверное, переживают из-за потери монополии на символику.
Изобразительное искусство совка тут смотрится уместно.
Потому что при всём своём дожиночном фейслифтинге, Речица — всё та же белорусская провинция, какой была всегда.