Сан-Франциско, часть 2
Штат Калифорния, США, май 2013
Google Карты, Яндекс.Карты
Первая часть была, так сказать, эстетическая. Но, понятно, я не смог бы успокоиться, пока не накатал бы к ней в придачу длинный рассказ. Поэтому начну по порядку. В этот раз в полёте я между прочтением Замятина и просмотром с планшета фильма «Метро» (классно сделали, рекомендую) периодически смотрел в иллюминатор. Вылет был рано утром из Нью-Йорка — в правом верхнем углу видны небоскрёбы Манхэттена, слева — мост Верезано. В правом нижнем углу — район Брайтон-Бич, заселённый выходцами из бывшего СССР.
Где-то в Колорадо ещё зима.
Снег лежит на вершинах Скалистых гор.
В пустынной Неваде снега не бывает.
А Калифорния уже вся в зелени.
* * *
Побывав в этом городе хотя бы раз, всю жизнь мечтаешь сюда возвращаться. Первый раз я был тут в сентябре 2012 года — Сан-Франциско был одним из пунктов автопутешествия по западу США. В тот раз его осмотр был достаточно беглым — во-первых, на это было всего два дня, во-вторых, это был завершающий этап вояжа, когда о себе начинает давать знать усталость. Поэтому тогда я решил, что сюда непременно стоит приехать снова, чтобы осмотреть всё более детально и снова погрузиться в его неповторимую атмосферу.
Наверное, город тоже был рад меня видеть — первые два дня на улице была изумительная, тёплая и солнечная погода, чего здесь почти никогда не бывает.
Не отказал себе в удовольствии прокатиться на подножке канатного трамвая. Билет на него стоит 6 долларов (187 рублей), в то время как на другие виды муниципального транспорта — только 2, но если взять билет в обычный трамвай, можно потом по нему проехать на этом. Ехать весело, когда мимо проходит встречный трамвай, можно сделать со его пассажирами хай-файв. Любопытно, что город ежегодно платит 12 миллионов долларов (373 млн. рублей) по судебным искам, связанным с травмами на канатном трамвае. Глупо как-то: понятно, что покатушки в открытом вагоне, построенном по технологии XIX века, имеют определённые риски, так чего жаловаться, никто же не заставляет на него садиться.
Про устройство трамвая я рассказывал в прошлый раз, но тогда у меня не было картинок, поэтому повторюсь. У этих трамваев нет двигателей — они едут, цепляясь за стальной трос, тянущийся в канавке между рельсов. Тросы приводятся в движение специальными станциями, которых по городу несколько. Раньше колёса вращал пар, сейчас они работают от электродвигателей. На одной из таких станций открыт музей канатного трамвая, поэтому там можно на эти колёса посмотреть. Таблички на горизонтальной балке информируют, по какой улице идёт трос.
Рычаг, которым производится захват троса. Управление трамваем требует большой физической силы, поэтому отбор на должность проходят далеко не все.
Разворот трамвая, дошедшего до конца улицы, осуществляется при помощи разворотного круга.
Помимо канатного трамвая, в Сан-Франциско есть обычные, причём они не менее интересны. Город специально приобрёл большое количество ретровагонов из других мест (например, из Филадельфии), восстановил, и пустил на линии.
Зачем на линиях нужны трамваи пятидесятых годов двадцатого века? Ради эстетики и сохранения истории, очевидно же. Я считаю, это просто офигенно.
Вот этот тип мы уже встречали в Милане.
Внутри. Смотрите, какие стеклоподъёмники. Я просто в экстазе.
Есть и современные — длинные такие, из четырёх вагонов.
В Сан-Франциско нет метро как такового, но трамваи справляются с его обязанностями. Часть трамвайных путей идёт по середине улицы, куда не могут въехать автомобили. Часть вообще находится под землёй и напоминает станции метро.
Строительство новой подземной линии.
На некоторых станциях можно спуститься на ярус ниже, и попасть на станцию БАРТ — системы электричек, обслуживающих агломерацию, но в пределах города вполне заменяющих метрополитен. На табло пишут не время отправления поездов, а количество времени, до него оставшегося (не «поезд отправляется в 10:20», а «до поезда осталось 3,23 минуты»). Поразительно просто, почему больше нигде до этого не додумаются, каждый раз заставляя пассажиров смотреть на часы (которые могут идти неточно) и что-то высчитывать.
Билеты на БАРТ покупаются не до какой-то станции, и не на число поездок, а с определённым балансом. На карточку можно класть деньги, подобно тому, как мы кладём деньги на предоплатные телефоны, и потом уже пользоваться этим балансом, по мере надобности его пополняя. На станциях висят тарифные планы, показывающий, сколько стоит доехать до каждой из других. Делается это всё для того, чтобы уменьшить расход бумажных карт (представьте, например, московское метро, где ежедневно миллионы бумажных карточек выбрасываются минуту спустя после покупки. Несколько тонн бумаги в мусор за сутки — вопиюще неэкологично).
В США за экологическую эффективность борются со средним усердием, но Сан-Франциско повёрнут на ней гораздо сильней, и в этом отношении приближается к западной Европе, где экологическое рвение с каждым годом становится всё изощрённей. В частности, в СФ ввели закон, запрещающий бесплатные пакеты в магазинах. Теперь за каждый пакет придётся доплатить, как в России (только у нас это делают из жадности, а тут — ради уменьшения количества мусора). Другой пример. Поскольку в безопасную зону аэропорта запрещено проносить жидкости, люди выбрасывают бутылки, а затем опять покупают воду уже внутри. Теперь аэропорт предлагает заходить туда с пустыми бутылками, а затем снова бесплатно наполнять их водой.
По этой же причине город не стал избавляться от троллейбусов которые на западе в семидесятых годах утратили популярность в качестве вида общественного транспорта. Самое интересное, что парк в основном состоит из, вы удивитесь, чешских Шкод 14Tr (тех же, которые можно встретить в Риге, Киеве или Праге) в особой модификации, разработанной специально для Сан-Франциско. Встречаются также сочленённые (с «гармошкой») Шкоды 15Tr.
Если брать в прокат машину дорого, можно взять мотоколяску.
Морской вокзал.
Выделенные полосы для общественного транспорта.
Побывал на другой стороны «Золотых ворот». Там просто неописуемо классно. Дело в том, что на этой горе раньше находилась огневая точка, охранявшая город от атаки с моря (закрыта за ненадобностью в 1942 году). На бетонных кругах со штырями, что видны на фотографии, стояли пушки. Пушек давно уже нет, но остались блиндажи, укрепления, подземные ходы и куча прочих ништяков, а также всякие крутые камни и спуски. По камням бегать (чтобы сфотографировать мост — см. первое фото первой части) было стрёмно — ветер дичайший, очень высоко, если сдует, и хоронить будет нечего :-) А вот по блиндажам полазить — самое то.
На типичной для США табличке о запрете слива нечистот в дренаж нарисован краб.
На уличных указателях пишут, с какого дома начинается данный сегмент улицы (если самое начало, пишут «000»). Очень удобно.
Время от времени на городских перекрёстках встречаются странные кирпичные круги. Наткнувшись на это несколько раз, даже нелюбознательный человек заинтересуется их назначением. Обозначают же они расположенные под землёй гигантские резервуары с водой — после землетрясения 1906 года город практически полностью выгорел, поскольку система подземных труб была нарушена, гидранты перестали работать, и пожарные не могли ничего потушить. Чтобы такое не случилось в будущем, под землёй стали строить огромные цистерны, обозначая их местоположение кирпичными кругами.
В городе целая куча русских православных церквей — в разных концах я встретил целых три, причём это были не переоборудованные обычные дома с пристроенными луковичками, а именно построенные по классическим канонам храмы.
После этого у меня целый день в голове пел Михаил Круг (какую песню, думаю, и сами догадаетесь).
Знаки о парковке.
Добавлю объективности. В Сан-Франциско есть один неприятный штрих, который сильно портит общее впечатление. Это бомжи. В центре их много, они неадекватные, воняют, просят денег, а иногда даже начинают приставать.
На улицах они чувствуют себя вольготно, и полиция не особо вмешивается.
Жить бомжам скучно, ведь они весь день напролёт совершенно ничего не делают. Приставание к кому-то привносит в их жизнь разнообразия. А уж лучшего повода, чем направленный в их сторону объектив, просто не найти. И почему только тут нет 101-го километра?
Негр с сигаретой и спущенными штанами. Никогда не задумывались, откуда взялась эта мода? В американских тюрьмах у заключённых (среди которых негры составляют 90%) отбирают ремень, чтобы они не повесились, и из-за этого у них всё время сползают штаны. Поэтому, если у тебя штаны до колен, то ты — риал гэнгста (это, типа, как включать на весь свой пазик «Владимирский централ», даже если ты настоящей тюряги и во сне не видел). Чем ниже они сползли, тем больше респекта ты получишь от своих корешей и тем чаще тебе будут давать толстозадые негритянские тёлки. Эйнт факин киддин, доог. От копов, правда, уже не убежать, но чего не сделаешь для статуса.
Ратуша.
Прогуляемся.
Эмбаркадеро (набережная).
Там же. По фонтану можно лазить.
Улицы Сан-Франциско.
Тупичок.
«Вот эта классная, поставишь на профиль в Фейсбуке».
Юнион-сквер.
Жёлтый трамвай (тоже миланский).
Графити.
Дом, где родился писатель Джек Лондон.
Look.
Башня Койт, на которой я был в прошлый раз, была построена в качестве каланчи на деньги состоятельной светской львицы Лилли Койт, которая в юности угорала по пожаротушению, тусила с пожарными и помогала им в качестве волонтёра.
Сделаем пару фоток с заваленным горизонтом. Банально, но так хочется :-)
Ну, конечно же, Кастро, куда без него :-) Фигачу лук, передаю приветы ;-)
Улица победившей толерантности. Насчёт ЛГБТ я уже высказывался, и своё мнение менять не планирую. Кто со мной не согласен — давай, до свидания.
И о собачках тоже подумали.
Дома на воде.
Мультирасовость.
Оригинальные круглые светофоры. Сзади на белом круге пишут название улицы.
Велодорожка. Человечек на знаке носит шлем, как надо.
Манёвры.
Фотографий ещё куча, но всё показать нереально.
Обожаю этот город.