Сухуми, часть 1: Район «Новый» и вокзал
Абхазия*, май 2016
Google Карты, Яндекс.Карты
Прямо на въезде в город находится мемориал войны 1992—1993 годов. Как я уже писал в одном из предыдущих рассказов, культ этой войны в Абхазии аналогичен культу Великой отечественной в России: в каждом населённом пункте есть свой мемориал, именами её героев называют улицы, ей посвящены музеи и памятники, да и сама война называется здесь отечественной.

Въезжая в город, вы сразу попадаете в микрорайон «Новый» — типичный советский район с панельными многоэтажками.

Район является самой западной окраиной города, поэтому штурм Сухуми в 1993 году начался именно отсюда. «Новый» активно обстреливался из различных орудий и получил множество повреждений. Поскольку на ремонт фасадов нет денег, на стенах по-прежнему видны следы от пуль.

Эта частично заселённая девятиэтажка стоит на самом краю, поэтому похожа на решето.
Пробоины от крупнокалиберных снарядов.
* * *

Двор.
Домофонов нигде нет. Да и зачем они, если тут даже дверей в подъездах зачастую нет. Давайте зайдём внутрь.

Эта квартира пустует пару десятилетий. Деталей быта в ней практически не сохранилось — всё, что можно было унести, уже унесли, теперь здесь лежит только мусор и обломки мебели.

Ни розеток, ничего.
Зато можно осмотреть окрестности сверху.

Из тех, кто здесь живёт, большинство заселилось уже после войны. До неё в «Новом» жили преимущественно грузины, которые, спасаясь от обстрелов и последовавших за взятием Сухуми этнических чисток, были вынуждены бросить всё своё имущество и бежать в Грузию, а их квартиры были разграблены мародёрами. Поэтому поначалу этот район выглядел как город-призрак. Теперь он постепенно заселяется, но уже абхазами. Пустующих квартир, однако, всё ещё очень много.
Вот так «Новый» выглядел в конце девяностых или начале нулевых.

Шумные соседи сверху и снизу не помешают.

Обычно быстрее заселяются нижние этажи. Возможно, сверху хуже дела с водоснабжением. Интересно, работают ли лифты?

С запада виден пригород Гумиста, в котором много заброшенных частных домов. До войны там жило много зажиточных грузинских семей, но во время наступления они побросали всё нажитое и бежали. Кто не успел уйти, с теми расправлялись прямо на месте.

Изредка встречаются отремонтированные дома, например, многоэтажка справа.

Улицы «Нового».

Бедно, но всё же чистенько, и дорогие не такие уж плохие.
Особо долго мы здесь не гуляем — район однообразный, а на улице жуткий ливень, поэтому мы двигаем в сторону центра.

Останавливаемся у сухумского вокзала.

Роскошное здание 50-годов постройки, внешне напоминающее старый морской вокзал Сочи, также заброшено. Чтобы внутрь не лазили, его оградили забором (что тут редкость, обычно тут можно влезть куда угодно).

Когда-то сюда приезжали тысячи курортников со всего союза, и останавливались поезда, идущие в другие столицы и крупные города Закавказья — Тбилиси, Батуми, Баку, Ереван. В разные стороны ходило множество электричек, в портовом городе была большая товарная станция. Теперь это всё в прошлом. В Сухуми ходит только поезд Москва—Сухуми (в тёплые месяцы ежедневно, в холодные — раз в 5 дней) и ещё пару сезонных поездов. Из-за состояния путей поезда по Абхазии двигаются очень медленно — хотя расстояние меньше 100 километров, от границы с Россией поезд идёт 4 часа. В качестве вокзала используется небольшое здание рядом с основным.

Давайте выйдем к путям. Огромный перрон, по которому когда-то круглосуточно ходили толпы народу, сегодня пуст.

А сами пути заросли травой.

Брошенные вагоны как стояли, так и стоят много лет подряд.

Между ними давно уже вырос лес.
Поезд, который никуда не уехал.

С детства люблю списанные железнодорожные вагоны, но здесь лазить в них неинтересно — изнутри уже вытащили всё, что можно.
Заржавевший кран.

Вид на вокзал с моста над путями.

Кругом запустение.

Туалет.

Площадь.

Дома возле площади также заселены лишь частично.
Сохранившаяся с советских времён вывеска.

* * *

Теперь можно ехать в центр.









