Накотне
Елгавский край, Латвия, ноябрь 2017
Google Карты, Яндекс.Карты
Вечером после Юрмалы я направился в город, в котором прошло моё детство — в Елгаву, где остановился у дяди Аустриса, который в те времена был спортсменом-парашютистом на аэродроме, где работала моя мама. Именно туда утром следующего дня мы с дядей Аустрисом первым делом и поехали. Про этот ныне несуществующий аэродром в На́котне я несколько лет назад написал рассказ-воспоминание, и вот теперь предстояло снова увидеть те места. Во второй половине восьмидесятых аэродром выглядел так (фото из личного архива дяди Аустриса, нажмите, чтобы включить подписи).
Едем из Елгавы. На развилке в Дорупе (налево — Глуда, направо — Накотне) по-прежнему стоит большая надпись.

Вокруг — сельскохозяйственные угодья.

Спустя несколько минут появляется знакомый с детства, но теперь уже трудноузнаваемый ракурс. Вот и наше лётное поле.

Много воды утекло с тех времён. Из того, что было, сохранились только часть ангара и осветительная вышка рядом с ним.

На повороте, впрочем, всё также — тот же кирпичный домик, и тот же сарай для химикатов.
Асфальта на дороге как не было, так и нет.

От ангара осталась где-то четверть (остальное порезали на металл). На первом этаже слева находился склад парашютов, что было справа — не помню. На втором были инструкторская, кабинет начальника Мартина Михайловича Дырненса, ещё какие-то кабинеты, а также медпункт (боковые окна). На третьем была большая комната с железными кроватями (наверное, там спортсменам можно было спать во время сборов).

В окнах нижних этажей, напоминая о былых временах, по-прежнему стоят решётки в виде парашютов.

Основная часть ангара, которая ещё была, когда я ходил сюда в 1998 году, сегодня не сохранилась. В ангаре хранилось много всякой годноты — автомобили, запчасти, лопасти, печки для обогрева самолётов зимой, самолётные лыжи (в советское время аэродромы ДОСААФ не закрывались на зиму), автопокрышки и куча всего ещё.

Дико извиняюсь, что не залез внутрь. Это, в принципе, было возможно — хотя всё заложили кирпичами, кое-где был пробит небольшой лаз, но мне было как-то не охота раздеваться и пачкаться, в него пролезая. Если попаду сюда ещё раз, обязательно побываю внутри.

Эта фотография сделана Еленой Петроченко летом 1983 года. У ангара были большие ворота, а перед ним была площадка с бетонным покрытием. Надпись «Airways Co.», по её словам, была нанесена во время съёмок какого-то фильма. Во второй половине восьмидесятых ворота ангара перекрасили в сплошной красный цвет.

Теперь перед ангаром только лужи и грязь.

Фото внутри, сделанное в то же время. На переднем плане — разгонный самолёт PZL-104 «Wilga», сзади видны планёры Blaník L-13. При мне самолётную технику там уже не хранили, ЛА планеристов базировались на стоянках позади стоянок Ан-2.

Теперь тут какая-то свалка камней.

Запускаю дрон. У квадрокоптера DJI Mavic обнаружился очень неприятный заводской дефект — в холодную погоду его камера не может нормально сфокусироваться (в интернете на это много жалоб владельцев), из-за чего большая часть снимков получаются расплывчатыми. Поскольку это была первая съёмка в холод, об этой особенности я ещё не знал (а при просмотре на маленьком экране телефона этого не видно), и в результате большинство снимков из Накотне пришлось забраковать. Потом уже стал делать по несколько снимков с каждого ракурса (из которых только пару выходили нормально). Кошмар, такой дорогой беспилотник, и не могли нормально протестировать во всех условиях. Если думаете о покупке Мавика, имейте это ввиду.

Всё, что осталось от аэродрома. На месте, где стояли вагоны, теперь какое-то озеро. Стоянок самолётов не сохранилось. А на месте лиманского домика большое хозяйство.

На этой фотографии (также 1983 год) изображён Ту-104 рег. СССР-42328, кабина от которого сохранилась в Рижском музее авиации. Внутри Ту-104 проводились теоретические занятия по парашютной подготовке. Позже его немного передвинули вперёд (см. первое фото этого рассказа), а на его месте был установлен списанный Ан-2, который использовался для отработки отделения. Позади Ту-104 видны 3 накотнинских Ан-2.

Ещё один ретро-вид с поля. Аэродромные постройки и техника видны на заднем плане. Автор фото — Наталья Садовая.

Что за куча шпал? Неужели остались от вагонов?

Чуть дальше находится бывший сельскохозяйственный аэродром (там стояло несколько Ан-2СХ). У него была своя взлётная полоса с твёрдым покрытием, которое теперь почти полностью разобрано. Здание также никак не используется и выставлено на продажу.

Вблизи видно, что комплекс уже давно стоит заброшенным.
В общем, сик тразит глориа мунди, или что в таких случаях говорят. Ничего не осталось, кроме ностальгии. Давайте съездим в сам посёлок.

По пути находится деревня Бакули.

А после неё — небольшой пруд, на который парашютисты ходили купаться. Сейчас пляж благоустроили.

А вот и само Накотне.
Небогато, но аккуратно.
Здесь, наверное, администрация.

Спортивная площадка.

А в этом здании находилась столовая, куда все с аэродрома ездили на обед. Даже я её запомнил)

Столовая находилась на втором этаже. Что там сейчас, непонятно. На первом какой-то магазин.

Всё сохранилось в первозданном виде. Даже плитка советская.

В советское время колхоз «Накотне» (образованный в 1946 году, первым в Латвийской ССР) был передовым, образцово-показательным предприятием со всесоюзной славой и огромным разнопрофильным хозяйством.

Но сегодня ещё много планов, поэтому не будем тут задерживаться.

На обратном пути снова проезжаем мимо бывшего аэродрома. Остановка, на которой спортсмены после окончания смены ждали автобуса в город, по-прежнему на месте.





