Ярославль
Россия, март 2013
Google Карты, Яндекс.Карты
Ярославский вокзал Москвы в разные времена также назывался Троицким и Северным. Здесь я рано-прирано утром сел на фирменный поезд...
...И уже через два с половиной часа вышел на ярославском вокзале Ярославля — города, который стоит здесь уже десять веков.
Знакомиться с ним мне пришлось в достаточно неблагоприятных условиях. На календаре было 31 марта, однако, на улице это как-то не ощущалось (самой распространённой шуткой того времени была шутка про 60 февраля).
Всё вокруг было в сугробах, а колючий снег валил сутки напролёт, не переставая.
Талая вода со слякотью образовывала большие лужи у обочин.
Тем не менее, все эти неудобства не могли скрыть того, что город был весьма хорош собой.
Во-первых, в его центре сохранилось много старой дореволюционной застройки.
По-вторых, среди неё встречаются многоэтажные дома, так что рождается небольшая ассоциация с российскими столицами или европейскими городами. Обычно такие постройки в провинциальных городах имеют один, ну максимум два этажа. А тут прямо Петербург:
В третьих, эта застройка достаточно плотная. Можно найти массу ракурсов, где видны только стоящие в ряд красивые старые дома. Даже если какая сталинка влезет — ничего, тогда тоже строили с любовью.
Красиво.
Наконец, Ярославль, или, по крайней мере, его центр, находятся в хорошем состоянии. В отличие от раздолбанной Тулы, здесь дома красят, а тротуары выкладывают плиткой. Судя по фотографиям Яндекс-панорам, в тёплое время года тут вообще классно.
Исторический центр, известный как Земляной город, в нынешнем виде и плане начал строиться при Екатерине II.
Хаотичная деревянная застройка древнерусского города сносилась, строительство велось по продуманному плану архитектора Ивана Старова.
Центр был внесён в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Схема застройки считается радиальной (как в Москве).
Хотя при советское власти много что было разрушено, по сравнению с другими городами, Ярославль отделался достаточно легко.
Скучное совковое здание областной администрации воткнули в самый центр, кучу всего ради этого порушив. Но ведь согласитесь, лучше уж это, чем вот такой кошмар.
Улицам исторических названий не вернули, но их указывают на табличках мелким шрифтом.
На Стрелке (место, где Которосль впадает в Волгу, и где впервые возникло поселение) построили новый собор — Успенский. Впервые храм с таким же названием на этом месте воздвигли ещё в XVII веке. Его неоднократно перестраивали, а в 1937 году взорвали. Строительство текущей версии началось в 2004 году; новый собор стал гораздо крупнее и грандиозней предыдущего, но подвергся критике за то, что его архитектурные формы не соответствуют традициям верхневолжского зодчества.
Чтобы посмотреть, какие формы им соответствуют, можете прямо сейчас вытащить из кошелька тысячу рублей и посмотреть на их обратную сторону. Изображённая там церковь Иоанна Предтечи тоже находится в Ярославле, но далеко от центра, поэтому я туда не дошёл. А вот эта по общей форме на неё похожа.
Обычно они имеет форму куба, посередине которого стоит большая башня, а вокруг неё — четыре маленьких. Рядом с церковью — колокольня с острой крышей, в которой проделаны дополнительные окна. Старинных церквей в городе очень много.
Рядом с площадью Богоявления находится Спасо-Преображенский монастырь. Его часто ошибочно называют ярославским кремлём, но важно понимать, что это не так — на самом деле кремль, так называемый Рублёный город, находился на Стрелке, и был деревянным (рублёный — от слова «рубить»). В 1658 году кремль сгорел во время великого ярославского пожара. Постепенно центр переместился в Земляной город, а старый центр своё значение потерял (в настоящее время там находится парк, и построен Успенский собор — см. выше). Монастырь возник ещё в XII веке, а каменные стены были построены в XVI.
Монастырь не действует, внутри — музей.
Городским символом считается стоящий на задних лапах медведь с топором. Хотя происхождение герба точно определить нельзя, некоторые исследователи считают, что медведь был тотемом живших тут в дохристианские времена языческих племён. Эта версия отображена в фильме «Ярослав. Тысячу лет назад».
Медведь-путин.
Гуляя по центру, заглянем и во дворы.
Вот над этим стоило бы и поработать.
Не надо оправдываться тем, что их «никто не видит». Сами-то где живёте?
Главный городской Ленин, стоящий на площади под названием Красная, показывает нам Гагарина.
На площади Богоявления у монастыря стоит памятник князю Ярославу Мудрому. Этот памятник хорошо знаком всем без исключения, потому что также изображён на купюре в 1000 рублей.
Недалеко от него, на набережной Которосли, стоит небольшая часовня, что соседствует с князем на банкноте.
Ещё в городе установлен памятник белорусскому поэту Максиму Богдановичу, жившему тут с 1908 по 1916 год. Для белорусской поэзии Богданович имеет такое же значение, как Лермонтов — для русской. Его «Зорка Венера» стала символом белорусской любовной лирики*, а «Пагоня» — наиболее известным патриотическим стихотворением.
Парадоксы России (или как раз не парадоксы?).
А вот и Волга. Впервые в жизни я увидел её своими глазами.
Набережная.
Стрелка. На Которосли ещё держится лёд.
Пафосный плавучий отель.
Удивило отсутствие трудовых мигрантов из средней Азии — все встреченные рабочие имели славянскую внешность.
Городские таксофоны не вешаются на стены, а всегда крепятся к специальным каркасам.
Сталинский ампир областного масштаба.
Здание бывших Вознесенских казарм было построено очень давно, ещё в начале XIX века, но с тех пор изменилось до неузнаваемости. Сначала там располагалась фабрика, во второй четверти того же века его переделали в казармы. Уже в советское время, в пятидесятых годах, корпуса реконструировали, добавили ещё один этаж, а также башню, выглядящую как уменьшенная копия гостиницы «Ленинградская». Теперь там офисы, магазины и выставочный центр.
Сосули.
Народное творчество.
Поздравляем, чё.
Вдали видна Церковь Петра и Павла, по форме очень похожая на Петропавловский собор в Петербурге.
Прогуляемся ещё.
Все мусорные контейнеры — на колёсах.
* * *
Пока поезд идёт до столицы, можно немного отдохнуть и почитать Короткевича. После этой поездки стало понятно, что Золотое Кольцо требует своего летнего автопутешествия.
P.S.: Привет, Юля.