Европа 2014, Берлин, часть 1
Германия, август 2014
Google Карты, Яндекс.Карты
Рассказ о Берлине я решил разделить на две части. В первой я постараюсь рассказать о современном городе, стараясь слишком сильно не касаться истории. Во второй речь пойдёт уже исключительно о прошлом, которое у Берлина очень драматично, учитывая, что он неоднократно оказывался в эпицентре важнейших событий мировой истории.
Обобщающей чертой Берлина можно назвать отсутствие обобщающих черт. По-другому и не могло стать в городе, сильно разрушенном во время войны, затем разделённом между двумя политическими системами, а потом вдруг снова оказавшимся во всех смыслах в центре Европы.
Наиболее сильные различия по-прежнему наблюдаются по линии, где проходила граница между капитализмом и социализмом. Столица ГДР застраивалась в соответствии с принципами социалистического градостроительства — широкие проспекты (идеальны для парадов и движения танков в случае войны) и большие открытые площади (хороши для организованных митингов в поддержку курса партии), гигантомания и монументализм (естественное стремление всех тоталитарных режимов), квадратность и безликость основной части архитектуры (всё типовое и бюджетное).
Это всё — самый центр города, об окраинах даже и говорить нечего (вот замечательный пример), с высоты они неотличимы от московских микрорайонов эпохи застоя (снизу отличимы, т.к. всё очень чисто и аккуратно, см. Лейпциг). Ничего другого в восточной Германии не строили — повсеместно преобладает «хрущёвско-брежневский» стиль, всё остальное было построено или до, или после ГДР.
Этот массив на Вильгельмштрассе был построен совсем недалеко от Берлинской стены. Наверное, поэтому и немного постарались с архитектурой — надо бы покрасивее, а то ведь запад смотрит. Кстати, как раз на месте этих домов располагалось здание рейхсканцелярии Гитлера. Во время войны оно не пострадало, но его всё равно снесли из-за его символического значения.
Александерплац, когда-то одна из главных площадей ГДР. Площадь названа в честь российского царя Александра I в 1805 году, по приказу Фридриха Вильгельма III. Сейчас от того, что когда-то было на этой площади, сохранилось только название.
Сommieblocks everywhere!
Но вот мы переходим в другую часть города, которая когда-то на картах обозначалась как «особое политическое формирование западны Берлин», и картина полностью меняется.
Мы снова в западной Европе.
Казалось бы — климат один, война одна была. А поди ж ты.
Но в целостном восприятии Берлин очень хорош. Я даже не знаю, чем именно, но что-то такое есть в самой его атмосфере. Он разноцветен и удобен для жизни, которая бьёт тут ключом. Берлин очень часто оказывается в списке любимых городов совершенно разных людей.
Люди отдыхают на лужайке в Люстгартене перед музеем древнего искусства.
Архитектура.
Потсдамская площадь, когда-то разделённая стеной.
До войны Берлин выглядел так же, как и Париж или Рим, но к маю 1945 года от этого шика остались лишь обгорелые стены, большая часть которых была просто снесена, особенно на востоке. Восстановлены были только основные памятники.
Берлинский собор. На заднем плане — телебашня. В неё всегда большая очередь, и ждать после покупки билетов придётся 2—3 часа, так что лучше также предварительно купить билет через интернет.
Рядом с собором происходит реконструкция Берлинского дворца. Дворец, в котором жили различные правители этих земель (маркграфы и курфюрсты, а затем прусские короли и германские императоры), а после революции 1918 года был музей, был разрушен в 1950 году. В 1977 на его месте был возведён Дворец Республики, в котором заседала Народная палата ГДР. В 2008 году памятник социализма был демонтирован (одной из причин было названо то, что при строительстве использовался канцерогенный асбест), а в 2013 началась реконструкция замка. Надеюсь, место, где стоит одноимённый Дворец республики в Минске, постигнет похожая судьба.
На бульваре Унтер ден Линден (название переводится как «под липами», которые видно в конце) вообще куча каких-то строек, всё было в лесах и кранах.
Рейхстаг — здание парламента Германии (Бундестага). Сейчас его венчает большой современный стеклянный купол, построенный во время реконструкции 1999 (первоначальный купол был разрушен во время войны).
Подходить к зданию нельзя из соображений безопасности, но посетить его, а также подняться в купол, можно по предварительной записи. Регистрируйтесь заранее, иначе не попадёте.
Рядом расположен главный городской парк Гроссер Тиргартен (в переводе с немецкого — «большой зоосад»; в середине — колонна, построенная в честь побед Пруссии в войнах третьей четверти 19 века).
Там же — Бранденбургские ворота.
Река Шпрее.
Светофорные человечки в Берлине встречаются и западные, и восточные. Географической привязки нет, выбор совершенно рандомный — на одном перекрёстке могут быть и те, и другие.
Велосекции.
Старый знак «осторожно, дети».
Несколько лет назад их стали менять на новые. Зря, старые красивее были.
Довольно часто встречающийся знак «защищённая зелёная зона».
За старой колонкой любовно ухаживают, она до сих пор отлично работает.
Безусловно, заслуживают внимания берлинские урны. Все они выкрашены в фирменный оранжевый цвет, а соблюдение чистоты поощряют оригинальными надписями, а иногда — картинками.
«Тихие вёдра глубоки».
«Дай мне!» И куча других, вроде «пожалуйста, покорми», «дворецкий для стаканчиков», «iКорзина» или «один из 20356 филиалов». Смотрите сами, очень круто.
Мартин Лютер в виде супермена — берлинский собор приглашает на выставку. Представляете, чтобы православная церковь сделала нечто подобное? В жизни бы не сделала, а если б сделал кто-то другой, ещё и оскорбилась бы.
Весь общественный транспорт окрашен в жёлтый цвет.
Метро удобное — нет запутанной системы, когда через одну и ту же станцию идёт несколько маршрутов, и вам нужно знать, на какой именно садиться. Сев на какую-либо ветку, вы только по ней и поедете. Помимо собственно метро (U-Bahn), существует также городская железная дорога (S-Bahn), но разницы для пассажира между ними нет, билет один, станции пересадок с одной на другую точно такие же, как между разными линиями. Скоростной транспорт работает круглосуточно.
Поезда городской электрички, в центральной части также идущей под землёй, выкрашены в жёлто-красный. Во времена Берлинской стены метро использовалось преимущественно западным Берлином, электричка — восточным.
В метро нет никаких турникетов — на станцию можно спуститься совершенно свободно. «Зайцев» ловят контролёры, одетые в обычную одежду, о присутствии которых вы узнаете только когда закроются двери. Штраф за безбилетный проезд составляет 40 €. Безбилетников немцы ненавидят так же сильно, как тех, кто переходит улицу на красный, поэтому не рассчитывайте на сочувствие. Важно знать, что перед посадкой билет должен быть пробит в установленном на станции компостере, иначе он считается недействительным, и вас оштрафуют даже при его предъявлении — многие нарываются на штраф как раз из-за незнания этого правила.
Многоместный велосипед, который можно взять напрокат.
Лиллипуц.
Медведь из международной выставки «United Buddy Bears» как бы говорит нам «превед!» (на самом деле с рунетовским мемом 2006 никак не связан). Выставка впервые прошла в Берлине в 2001 году, после чего стала проводиться во многих других городах мира. Одинаковые фигуры медведя из стекловолокна раскрашиваются художниками из разных стран, после чего выставляются на публичных пространствах. Медведь — символ Берлина, само его название происходит от слова Bär.
Искусство.
Мне этот город тоже очень понравился.
Про войну, Берлинскую стену и трабанты рассказывается в следующей части.