Сайт Юрия Михеда (a.k.a. juras14)

Хитцакер, Данненберг, Людвигслуст

Нижняя Саксония, Германия, сентябрь 2015
Google Карты, Яндекс.Карты

Помимо деревень, интересно посмотреть и на небольшие городки. В отличие от крупных городов, во время войны они не подвергались бомбардировкам, поэтому в большинстве случаев сохранились почти в первозданном виде.

Хитцакер

Живописный городок на самом берегу Эльбы в районе Люхов-Данненберг. По данным археологов, первые поселения возникли тут ещё 5 000 лет назад. В 8 веке славяне воздвигли тут крепость (не сохранилась), сам же город был основан в 1258 году.

Хитцакер

 

Признаюсь, славянские корни этой местности стали для меня неожиданностью. Как выяснилось, Люхов-Данненберг был местом обитания небольшой народности под названием древане (не путать с древлянами). Для этих самых западных славяноязычных народностей использовалось собирательное название «полабы», то есть те, кто расселён «по Лабе» (западнославянское название Эльбы), немцы же называли их вендами. Впоследствии бо́льшая часть полабов была ассимилирована немцами и утратила свои языки и идентичность (древанский язык, например, вымер уже к середине 18 века), сейчас о них напоминают только некоторые топонимы и фамилии. Единственной неассимилированной полабской народностью остаются лужичане, проживающие на востоке Германии в окрестностях города Баутцен.

Как и все маленькие немецкие городки, Хитцакер живописен и игрушечен.

Хитцакер

 

Всё сохраняется так бережно, что сложно поверить, что этим домам уже сотни лет.

Хитцакер

Хитцакер

 

Старые дома, как правило, либо кирпичные, либо построены в стиле «фахверк» (Fachwerk) — наиболее популярной в средневековой Германии технологии строительства, когда внешний каркас сооружался из установленных под разными углами деревянных балок, а пространство между ними закладывалось кирпичами или замазывалось глиной. Технология строительства появилась в Германии в 15 веке, и постепенно распространилась по всей северной половине Европы. В малоэтажном строительстве фахверк используется и поныне.

Хитцакер

 

Немцы ужасно любят везде ставить и вешать цветочные горшки. У входа должно стоять два одинаковых.

Цветочные горшки

 

Очень часто на центральной перекладине написан какой-то текст, который всегда зарифмован. Содержание может разнообразным, но обычно это какая-нибудь поговорка с вечным смыслом. Здесь надписи часто сделаны на нижненемецком языке, на котором когда-то говорили на севере Германии, но сейчас он всё больше выходит из употребления, оставляя следы только в фонетике (примерно как белорусский в Белоруссии).

Надпись на доме ниже: «eens hett de Harderkaat hier staan un is in Rook un Füür vergaan. 1548 Düt Huus wurr buut mit Bürgerfliet in Gottvertruun to jedeen Tied» («когда-то здесь стояла хижина пастухов, которая погибла в дыму и огне. 1548 Этот дом был построен с гражданским трудолюбем и верой в бога во все времена»). Для сравнения, на стандартном верхненемецком: «einmal hat die Hirtenkate hier gestanden und ist in Rauch und Feuer vergangen. 1548 Dieses Haus wurde gebaut mit Bürgerfleiß im Gottvertrauen zu jeder Zeit». Сразу заметные из примера особенности нижненемецкого — наличие удлинённых гласных (как в нидерландском, к которому он ближе) и отсутствие приставки ge- в перфекте.

Надпись на доме

 

Иногда это целый трактат.

Надпись на доме

 

Надписи занимательные, и часто вызывают улыбку.

Надпись на доме, Германия

 

Площадь.

Площадь Хитцакера

 

Набережная.

Набережная

 

Вот где нужно поселиться после выхода на пенсию.

Улица Хитцакера

 

Красивый фонарь. Труба водостока рядом сразу уходит в канализацию, чтобы вода не текла по улице.

Фонарь

 

Церковь.

Церковь

 

Обычные улицы напоминают деревенские. На дороге установлены препятствия, чтобы водители не могли ехать быстро.

Жилая улица

Жилая улица

Окраина

Берег

 

Коттедж с соломенной крышей.

Дом с соломенной крышей

 

Угадайте, для чего нужны высокие чёрные столбы?

Вид на Хитцакер

 

Это сваи пристани. Во время весенних половодий уровень воды поднимается, вместе с ним поднимается и причал.

Пристань

 

Если уровень слишком высокий, эти ворота закрываются, чтобы городок не затапливало. В остальное время они открыты, чтобы люди могли погулять по берегу реки.

Ворота

 

Эльба. Сегодня из-за дождя там был только одинокий рыбак.

Рыбак на Эльбе

 

Вода может подниматься на несколько метров, о чём свидетельствуют опоры моста.

Корабль

 

Надпись на табличке сделана фрактурой — так называемым «готическим шрифтом». В Германии его используют в тех случаях, когда нужно сделать стилизацию «под старину» (подобно тому, как в России для тех же целей используют полуустав, в простонародье именуемый «старорусским шрифтом»), а в других странах — когда нужно сделать стилизацию под Германию. Внешний вид фрактуры обусловлен не декоративными, а сугубо функциональными причинами: узость букв объяснялась экономией дорогого пергамента, а внешний вид — тем, что писали тогда обрезанным по диагонали гусиным пером. «Готическим» его нарекли по исторической аналогии с варварскими германскими племенами готов, которые набегали на древний Рим. Фрактура использовалась в германоязычных странах (включая скандинавские страны и Англию) и там, где было сильным немецкое влияние (Чехия, Ливония). В эпоху Возрождения от него стали постепенно отказываться, переходя шрифты типа антиква (современная латиница), вдохновлённые древнеримским письмом.

Фрактура

 

Железнодорожный вокзал провинциален.

Вокзал

 

Рыцарь-мотоциклист.

Рыцарь на мотоцикле

 

«Свадебная цепь».

Свадебная цепь

 

Школьники.

Дети

 

Выпуклые зеркала используются на перекрёстках с затруднённым обзором.

Зеркало на перекрёстке

 

Переходы с подсветкой пешеходов, как в Люксембурге и Торонто.

Подсветка пешеходов

 

Живность.

Куры

Коровы

 

Внезапно.

Russia

 

Данненберг

Городок чуть-чуть побольше, играет роль местного райцентра. После названия в скобках всегда пишется название реки — «Dannenberg (Elbe)». В Германии очень много населённых пунктов с одинаковыми именами, и чтобы их различать, в скобках пишут название какого-нибудь географического ориентира поблизости. Данненбергов в стране целых пять, ещё 3 остались на территориях, утраченных после войны — один в Польше (Домыслув) и два в России (Холмистое и Тальники Калининградской области), но этот самый большой.

Данненберг

Данненберг

Замок

Улица Данненберга

Площадь Данненберга

 

Широкая мостовая.

Мостовая

 

Главная улица выложена брусчаткой. Везде цветы.

Цветы

 

Jeder wünsch mir was er will, Gott geb ihm davon noch mal soviel. Примерный перевод: «Пусть каждый пожелает мне, чего хочет. Боже, дай ему этого же ещё раз по столько же».

Большой дом в стиле фахверк

 

Изящный переход, выложенный брусчаткой.

Переход

 

Переулок.

Переулок

 

Искусство.

Уличные картины

 

На трубе бывшей пивоварни свили гнездо аисты.

Труба пивоварни в Данненберге

 

Церковь.

Церковь

 

Более современные здания. Вообще в Германии затруднительно определить возраст здания — новые постройки могут быть стилизованы под старые, а построенные 400 лет содержатся в таком состоянии, словно строительство закончили месяц назад.

Уличное кафе

 

Какой-то сквер с маленькой детской площадкой.

Качели

 

Многоэтажка.

Высокий дом

 

В путешествиях нужно постоянно напоминать себе снимать не только туристические виды с исторической архитектурой, потому что всегда думаешь, «ай, да это не интересно», а потом рассматриваешь фотографии, и видишь кучу ракурсов одной и той же улицы, и больше ничего.

Ничего особенного, хотя всё красиво и аккуратно.

Переход

За пределами центра в основном частный сектор.

Частные дома

 

Школа.

Школа

 

Площадка детсада.

Детсад

 

Живописная канава.

Канава

 

Супермаркеты со стоянками и тележками.

Супермаркет

 

Погода была для всех моих поездок традиционной...

Дождь

Дождь

 

Ночью, а точнее, уже после 20 часов тут всё совершенно вымирает. На улице тишина, магазины закрыты, машин нет, абсолютно ничего не работает, включая заправки, светофоры мигают жёлтым. Традиции круглосуточных магазинов или гуляющих ночью людей немцам, похоже, не знакомы.

Ну а мне, благодаря этому, довелось пообщаться с местной полицией. Я ехал по улице, время было уже за полночь. В первозданной пустоте откуда-то неожиданно появился сине-белый БМВ. Патрульным, видимо, показалось подозрительным, что тут в столь поздний час ездит машина с иногородними номерами, поэтому они решили меня тормознуть. Когда у тебя сзади вспыхивают мигалки и надпись «Stopp» между ними, начинаешь нервничать — хрен его знает, вдруг нарушил что-то. Полицейские внимательно изучили мои права (как хорошо, что сделал также и международные — пригодились!), проверили их по какой-то базе данных, спросили, не употреблял ли я алкоголя или наркотиков, и, не удовлетворившись устным ответом, проверили сами — заставили постоять на одной ноге, досчитать в уме до 30, и с закрытыми глазами прикоснуться пальцем к кончику носа. Выслушав мои объяснения, зачем я тут среди ночи езжу, и решив, что арестовывать меня не за что, они принялись расспрашивать, какая полиция и какие правила в России. «У нас тут принято считать, что у вас в восточной Европе полиция за нарушения берёт и другие виды платежей», сказал патрульный, хитро улыбаясь. Я ему сказал, что так и есть, полиция у нас, конечно, коррумпированная, но в принципе, если ничего не нарушаешь, то проблем обычно не возникает. Они также поинтересовались, какие у нас ограничения по скорости, какие дороги, и какие размеры штрафов, удивились, что они такие маленькие, и рассказали, какие штрафы у них. Напоследок мне пожелали счастливого пути, добавив, что теперь мне будет о чём рассказать.

 

Людвигслюст

Был только проездом.

Людвигслюст

Людвигслюст

 

* * *

Сельское хозяйство