Район Вестра-хамнен в Мальмё
Сконе, Швеция, ноябрь 2015
Google Карты, Яндекс.Карты
В переводе со шведского «Västra hamnen» значит «Западная гавань». Так называется часть города Мальмё, где раньше была промышленная зона, но в начале 21 века начался процесс редевелопмента, в результате которого местность преобразуется в экологический жилищно-коммерческий район, построенный в соответствии с самыми передовыми технологиями и знаниями в области градостроительства (примерно как ХафенСити в Гамбурге). Вестра-хамнен — просто космос, раньше я ничего подобного не встречал.
Главная доминанта не только района, но и всего Мальмё — 57-этажный небоскрёб «Turning Torso» («поворачивающийся торс») высотой 179 метров, построенный по проекту знаменитого испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Он является самым высоким зданием Скандинавии и вторым по высоте в Европе, после московского Триумф-Паласа. Одной из причин для постройки такого здания была необходимость создания нового символа городского скайлайна, которая появилась после демонтажа в 2000 году 138-метрового корабельного крана. За 26 лет существования кран успел стать городским ландмарком, и жители очень сожалели, когда его продали фирме Hyundai в Южную Корею.
История с краном и небоскрёбом хорошо иллюстрирует трансформацию всего города. Мальмё всегда развивался в первую очередь как промышленный центр. Раньше здесь были расположены огромные промышленные комплексы, включая кораблестроительный завод Kockums и автомобильный завод Saab-Scania. После их закрытия, во избежание ухудшения в городе экономической ситуации, шведское правительство инвестировало в развитие Мальмё большие суммы денег. Благодаря этим вложениям город пережил сворачивание производства и постепенно занял в стране лидирующую позиции по темпам устойчивого развития, одним из символов которого стал Вестра-хамнен.
Район расположен прямо на берегу пролива Эресунн, вдоль которого можно гулять по набережной.
Отсюда открывается хороший вид на мост в Копенгаген.
Вестра-хамнен является образцом очень качественной современной архитектуры, созданной различными архитекторами. Посмотрите на эти здания. Тут нет ни кричащих цветов, ни каких-то безумных форм, ни закоса под классицизм. Очень спокойно и взвешенно, но одновременно красиво, оригинально и продумано.
Встречается разная экзотика, например, плавучие дома.
Пристань для лодок.
Территория исключительно качественно благоустроена. Даже не знаю, как это описать. Идеальное сочетание зелёных насаждений, скамеек, малых форм, материалов, всего. Здесь так хорошо, что не хочется уходить. Представьте, как классно тут жить.
Везде можно увидеть что-то интересное.
Пруд.
Скульптура «Три балки и два скворечника»)
Здесь будет сквер.
Площадка для выгула собак.
Кот.
В стеклянном куполообразном здании построена оранжерея.
Тихие улицы.
Внутренний дворик.
Двор с велосипедами.
Интересная тенденция — ржавчина как способ внешней отделки. В отделке здания или иного сооружения используется неокрашенное железо, которое со временем окисляется (т. е. ржавеет), приобретая рыжеватый оттенок. Традиционно ржавчина ассоциируется с упадком, но теперь этот стереотип пересмотрели. Красноватое здание — не кирпич, не дерево, и не краска, а именно ржавчина, и так было задумано изначально.
Почему район называется экологическим? Потому что он не производит вообще никаких вредных выбросов. Вся электроэнергия производится ветряками и солнечными батареями. Для её производства также используются пищевые отходы — они перерабатываются на биогазовых станциях (что это?). Весь мусор сортируется и отправляется на переработку. Более того, здесь даже не приходится сжигать топливо для отопления, потому что для этого здесь используется система сезонного аккумулирования тепловой энергии (САТЭ). Летом энергия от солнечных батарей и избыточное тепло используются для нагревания воды, которая затем закачивается в подземные скважины, нагревая грунт. Грунт медленно отдаёт тепло, поэтому под землёй оно сохраняется в течение длительного времени. Это тепло затем используется зимой для обогрева помещений. Аналогичным образом работает охлаждение (холод также можно запасать впрок, как и тепло). Вестра-хамнен, таким образом, считается углеродно-нейтральным — никак не загрязняет атмосферу. К 2020 году планируется сделать углеродно-нейтральным весь город Мальмё, а к 2030 — полностью перейти на возобновляемые источники энергии.
Сортировка мусора.
Остановка обыгрывает экологические мотивы. На ЖК-экранах пишется время до прибытия автобуса.
Дворовая детская игровая площадка 80-го уровня.
Площадки попроще. Никакого кричащего разноцветного пластика.
Внутри подъезда.
Городские улицы.
Проблему личного автотранспорта решают многоуровневые паркинги. Кто-то может удивиться, а почему в России не решают проблему парковки во дворах таким очевидным способом? Ответ простой — россияне не готовы за это платить. Возведение комплекса стоит больших денег, которые на западе отбивают, продавая парковочные места. Но большинство россиян почему-то уверены, что парковочные места им должны быть предоставлены бесплатно, лишь на основании того, что они приобрели себе машину («как можно платить за воздух?!»). На самом деле даже покупка квартиры не может давать права на парковочное место, если оно изначально не было включено в её стоимость. Но россияне этого не понимают, поэтому все дворы похожи не на место отдыха жителей (как должно быть) а на свалку автомобилей, и паркингов никто не строит, потому что зачем покупать дорогущее место, если можно бросить драндулет на газоне (и за это ничего не будет).
Недалеко от моря расположена гигантская лужайка, напоминающая обои Windows, и вейборд-парк.
Ближе к центру Мальмё находятся коммерческие здания.
Возле офисов оборудованы большие крытые стоянки для велосипедов.
В перерыв работники могут отдохнуть на улице.
Промышленные предприятия тоже функционируют.
Часть территории ещё застраивается.
Маяк на фоне хайтека.
Разводной мост оригинальной конструкции.
Мальмё, осенний закат.
В это время года в этих широтах смеркается рано.
Пора ехать обратно.