Мост и цыганский район Ханов
Устецкий край, Чехия, август 2016
Google Карты, Яндекс.Карты
Чешские автострады («дальницы») по качеству ничем не уступают немецким, но имеют ограничение по скорости 130 км/ч.
Проезд по ним платный, но пунктов оплаты вы нигде не встретите. Вместо этого нужно приобрести специальную виньетку, которая клеится под лобовое стекло. По состоянию на август 2016 года виньетка на 10 дней стоит
Ошибка на сайте: невозможно показать список валют, поскольку функция currencies() не определена. Криворукий автор случайно затёр нужный файл. Бекапы, гит - нет, не слышали :(
и продаётся на всех чешских заправках, а также на приграничных заправках соседних стран. Штраф за езду по шоссе без виньетки составляетОшибка на сайте: невозможно показать список валют, поскольку функция currencies() не определена. Криворукий автор случайно затёр нужный файл. Бекапы, гит - нет, не слышали :(
, причём получить его можно и после того, как вы оттуда съехали (при въезде на автостраду ваш номер фотографируется и попадает в базу данных). Фраза «я не знал» в качестве оправдания не принимается. Судя по рассказам в интернете, риск получить такой штраф для надеющихся на авось очень высок.
У дальниц, однако, есть проблема — их сеть, которая в будущем должна будет связать всю страну, ещё далека от фактического завершения, и часто бывает, что автострада прерывается, и участок нужно объезжать по обычным дорогам, через посёлки (где ограничения скорости, переходы, и прочее). Дорога Дрезден—Прага почти готова, но на ней ещё не завершён (по состоянию на 08.2016) небольшой участок, объезд которого с учётом холмистого рельефа и автомобилепотока на этом направлении добавляет к поездке почти час времени.
Впрочем, до вечера ещё долго, а в навигатор забито пару выбранных для остановки мест, поэтому необходимость объезда не огорчает. Первая остановка — город Мост.
Мост
Мост это такой чешский Тольятти, унылый город-спальный микрорайон. Чехия — одна из самых посещаемых туристами стран в мире, но здесь нога туриста не ступала, потому что смотреть тут не на что.
Коммиблоки, огромные пустые пространства — всё в худших традициях социалистического градостроительства.
Дома, машины, мусорки, типовые здания.
Тоска.
Конечно, если сравнивать его с аналогичными районами на территории бывшего СССР, то тут всё намного аккуратнее и ухоженнее.
Вместо железных дверей как в тюрьме — нормальные входы со стеклом.
Мусор собирается раздельно, возле плотно закрытых контейнеров нет антисанитарии.
Дворы не превращены полностью в парковки.
Встречаются малые архитектурные формы.
За газонами ухаживают — они зелёные и подстриженные. У нас вместо них обычно пустыри.
Парковки все организованные.
Скорость ограничена 30 километрами в час. Медленно, но безопасно.
Симпатичный знак.
Почтовые ящики.
И всё же, здесь уныло.
Возникает резонный вопрос — как такой город мог появиться в Судетском регионе, который до войны был заселён этническими немцами, и где каждый городок словно сошёл со страниц сказки? Может тут у немцев было какое-то важное производство, из-за чего город полностью разбомбили? Это предположение оказалось неправильным. Что же случилось?
Если бы у нас была машина времени, и мы с её помощью перенеслись бы на 100 лет назад, то увидели бы здесь такую картину.
То, что мы видим — это немецкий город Брюкс, довольно крупный и весьма роскошный, как и все старинные немецкие города до войны.
Судетский регион был заселён германцами на протяжении многих столетий. Уже с 10 века он входил в состав Священной Римской империи (не путать с Древнеримской) — государственного образования, ядром которого была Германия. В начале 19 века он вошёл в состав Австрийской империи, позднее преобразовавшейся в Австро-Венгрию, и лишь после её распада в 1918 году оказался в новообразованной Чехословакии. Как можно догадаться, преобладающему здесь немецкому населению проживание в культурно чужеродном славянском государстве пришлось не по нраву, поэтому когда в 1938 году на территории Судет появились солдаты Рейха, местное население восприняло это с воодушевлением.
После поражения во Второй мировой войне Германия потеряла не только аннексированные этнически немецкие земли, но и территории, которые до войны принадлежали ей вполне признанным образом. Обширные территории, заселённые преимущественно немцами, вошли в состав Польши, Чехословакии и СССР, после чего для немецкого населения наступили тяжёлые времена. Озлобленные военными преступлениями национал-социалистов народы принялись немцам мстить. Им запретили иметь гражданство стран, в которых они оказались, они постоянно подвергались насильственным расправам и мародёрству, и довольно скоро от них ультимативно потребовали отдать имущество и убраться в Германию.
До войны в Судетской области Чехословакии проживало около 3 000 000 немцев. Согласно принятому президентом Чехословакии Бенешем декрету всем этим людям было отказано в чехословацком гражданстве. Более того, им предписали регулярно отмечаться в полиции и носить нашивку с буквой «N» («němec») и повязку со свастикой (!). У них конфисковали транспортные средства (включая велосипеды), запретили пользоваться общественным транспортом и появляться в публичных местах, ходить по тротуарам, пользоваться радио и телефоном, ходить в магазины вне отведённого времени и менять место жительства. Использование немецкого языка на улице также попало под запрет.
Следующий правительственный декрет обязал немцев оставить всё своё имущество и покинуть территорию Чехословакии. Депортация сопровождалась многочисленными убийствами и издевательствами над мирным населением, в результате кровавых расправ, учинённых чехами, погибло несколько десятков тысяч человек. Уже к 1946 году на территории Чехословакии практически не осталось немцев. Опустевшие города заселялись славянским населением. Такая же судьба постигла и Брюкс, к тому времени переименованный в Мост.
К середине 20 века Брюкс пережил и войну, и депортацию своих старых хозяев, но всё равно выглядел хорошо.
Однако, он не смог пережить коммунистов. В начале 1960-х годов прямо под историческим центром были обнаружены большие залежи бурого угля. Для разработки месторождения коммунистическое правительство Чехословакии приняло варварское решение о полном уничтожении исторического наследия. В течение 1964—1970 годов Брюкс был полностью разрушен (см. видео).
На месте бывшего города были построены шахты и заводы, а окрестности застроили типовыми панельными многоэтажками образца 1970-х годов. Коммунисты оказались подобными варварам, которые украли древнюю статую ценой в миллионы, распилили и продали за копейки по цене металлолома. Сегодня о старом Брюксе напоминает лишь замковая гора (её также видно на предыдущей исторической фотографии).
Несмотря на промышленность и добычу ресурсов, сегодня город Мост является одним из худших в Чехии мест для жизни — здесь плохая экологическая обстановка и один из самых высоких в стране уровней безработицы.
Ханов
Ещё Мост известен тем, что тут есть обособленный цыганский район Ханов. Район находится на отшибе — чтобы в него попасть, нужно пройти по автомобильной дороге через зелёную полосу.
За железной дорогой виднеется дачный посёлок.
А цыган по какому-то хитрому плану поселили прямо возле очистительной станции. Запах добавляет колорита.
Из-за деревьев выглядывает многоэтажка с частично пустующими квартирами, сразу вызывая воспоминания из недавней поездки в Абхазию.
Район на окраине города был построен на деньги чешского правительства в самом начале нулевых годов. Квартиры выдавались цыганам бесплатно. Делалось это всё в ответ на обвинения Евросоюза в том, что в Чехии цыган угнетают и дискриминируют. При ближайшем рассмотрении появляется ощущение, что мы попали в зону боевых действий.
Но войны здесь не было уже давно, просто за прошедшие 15 лет цыгане успели всё раскурочить. Разломав и распродав вверенное имущество, цыгане часто куда-нибудь уезжают. В результате многие квартиры оказываются заброшенными.
Пожары тут не редкость, а обыденное явление.
На улице довольно чисто, но это из-за того, что чехи регулярно убираются. Пока они этого не делали, всё было завалено мусором.
В этом здании, похоже, раньше была школа. Но у цыган отдавать детей в школу считается крайне западло, ибо там им могут навязать всякие чуждые ценности. Поэтому под давлением семьи и общества цыганские дети остаются верными традициям и с самого раннего возраста начинают заниматься каким-нибудь почётным, уважаемым делом — воровством, попрошайничеством или наркоторговлей.
Пытаясь как-то интегрировать цыган в общество, Евросоюз продолжает выделять на это огромные деньги, однако, результат попыток почти нулевой. Цыгане продолжают жить в грязи, оставаться неучами и промышлять криминальными занятиями.
Строящиеся для цыган районы быстро превращаются в полуразрушенные гетто, вызывающих у титульного населения неподдельный ужас (когда я сказал одной чешке, что сходил в цыганский район, она посмотрела на меня, как на сумасшедшего).
На самом деле цыган можно только пожалеть. Это несчастный народ, который всецело является заложником своих традиционных ценностей и цыганских духовных скреп. Ведь традиционные ценности у них специфические — учёба и работа считаются недостойными занятиями, а воровство, наоборот, благородным. Крайне не поощряется смена традиционного образа жизни и промысла на существование (отголоски кастовой системы исторической родины цыган, Индии). Порвав с привычным укладом, человек подвергнется неприязни и остракизму, будет вынужден разорвать семейные и общественные связи. Поэтому под давлением семьи и окружения молодые люди уже в 13 лет вступают в брак, а к 18 имеют несколько детей, которых нужно как-то кормить. Иметь дело с государством у цыган также не принято, поэтому они часто не имеют никаких документов, что также ограничивает доступ к образованию, медицинской помощи и другим преимуществам. Вырваться из этого круга практически невозможно, ведь люди, выросшие в темноте и невежестве, с кучей неправильных установок и убеждений, передают всё это своим детям, и цикл повторяется снова. Впрочем, цыгане — далеко не единственный народ, который из-за бессмысленных традиций и ложных убеждений никак не может зажить по-нормальному.
* * *
Больше смотреть в Мосту не на что, поэтому отправляюсь на поиски какого-нибудь другого маленького городка, не испытавшего вредного воздействия коммунистов.